«Невозможно воспитать хорошо, если сам дурен»
Л.Н.Толстой
В сегодняшней России жестокое обращение с детьми носит множество форм, включая физическое, сексуальное , эмоциональное , психологическое насилие, лишение детей должного ухода, а также сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних. Все это имеет самые серьезные последствия для здоровья и развития, как самих детей, так и семьи, общества в целом.
К чему же приводит насилие над ребенком?
Для детей, наиболее значимыми людьми являются их родители,отношения с которыми влияют на человека, определяют во многом его взгляды на мир, окружающих людей и себя самого.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди травмируют ребенка, но и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, ранящее детскую душу. Подобное отношение к детям в семье, вызывает различные последствия и формирует девиантные, делинквентные и асоциальные формы поведения, психоэмоциональные нарушения; формирование личности происходит с аномалиями («нажитыми» психопатиями); развиваются посттравматические стрессовые расстройства, которые связаны с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем, вследствие чего, в зрелом возрасте у людей, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, появляется повышенный риск возникновения проблем в области поведения, физического, психического и эмоционального здоровья.
Жизнь детей – жертв жестокого обращения в семье, готовит их в будущем в одинаковой степени и к роли жертвы, и к роли насильника. Так же, вызывает опасение и то, что решение своих проблем, они часто находят в криминальной асоциальной среде, а это часто сопровождается формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они, как правило, начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые деяния. Дети, подвергающиеся жестокому обращению в семье, склонны к суициду, бродяжничеству, сексуальному поведению высокого риска, т.е. аутоагрессивному поведению.
Жестокое обращение с детьми – это далеко не всегда исключительно лишь физическое насилие, как уже упоминалось выше, оно включает в себя и эмоциональное насилие. Родители могут проявлять безразличие к ребенку, не замечать его потребностей, унижать, внушать, что он является бесполезной обузой для них. Взаимоотношения родителей и детей находятся между двумя противоположными точками «любовь – враждебность, не принятие», и «контроль – свобода». С той стороны, где находиться «любовь», родители проявляют нежную заботу о своем ребенке, терпимость к его индивидуальным особенностям, понимают внутренний мир, уважают самостоятельность и поощряют инициативу. С противоположной стороны, невнимание, пренебрежение, жестокость. Другая крайность, полный контроль или напротив такая автономия, которая местами выглядит как полное безразличие и равнодушие к своему ребенку.
Наиболее оптимальным вариантом в воспитании детей, является наличие определенной дисциплинарной системы, одинаково разделяемой обоими родителями.
Особо остро вопрос стоит о контроле по отношению к детям подросткового возраста. Родители должны знать, что постоянные нравоучения, наставления, стремление жестко регламентировать жизнь подростка, воспринимаются им как проявления неуважения, недоверия, ущемление его прав на свободу и самостоятельность. Живой, активный с обостренным чувством взрослости подросток обязательно начнет борьбу против гнета взрослых, что обычно выливается в шумные семейные скандалы, вспышки обоюдного раздражения, агрессии и побегам из дома.
Дети робкие, с повышенной ранимостью, привязанностью к родным реагируют на родительские ограничения иначе: слезами, самообвинениями и угрызениями совести, утрированным послушанием, вплоть до полного отказа от собственных стремлений и самостоятельности.
Плоха и другая крайность, когда предоставление абсолютной независимости и свободы подростку, по существу, оборачивается равнодушием, пренебрежением родителей к его духовному миру, а ребенок в это время переживает собственную ненужность, считая себя бременем для семьи.
Для подростков из семей с жестким типом общения, часто характерна неустойчивая и неадекватная самооценка. Родители пытаются из благих побуждений или из-за подавляемой злости, прикрытой благими побуждениями, сделать из ребенка сурового бойца подготовленного ко всем жизненным передрягам, всегда готовым защищать себя и своё место под солнцем. Такие родители держат ребенка в спартанских условиях, стараясь не проявлять излишней нежности, любви и ласки. Дети, воспринимающие мир как жестокий, не предсказуемый и опасный с самого раннего возраста, во взрослой жизни демонстрируют лишь высокий уровень тревожности, агрессии и трудности в установлении отношений с окружающим миром.
Дети, которые имели негативный опыт внутрисемейных отношений: наказания как основной способ контроля, отсутствие четких воспитательных установок, имеют низкую самооценку, выраженное чувство собственной неполноценности, изолированности и ненужности, малую социальную активность.
Как избежать ошибок в воспитании собственных детей?
Родители часто недовольны своим ребенком и иногда, это недовольство обоснованно, однако завышенный объем требований к ребенку говорит о компенсации чувства неудовлетворенности собой и низком самоуважении родителей. Ребенок, в свою очередь, воспринимает требования родителей, как недоверие к его возможностям, способностям и непонимание ими его внутреннего мира.
Родители должны стремиться к преобладанию в воспитании поощрения над порицанием, а тогда когда родитель всё же прибегает к порицанию, то следует критиковать не личность ребенка, используя различные общие оценки типа: «лентяй», «неряха», «безвольный», а поступок. К примеру, не «мы вечно опаздываем, ты глупая скотина», а «твоё поведение приведет к тому, что мы опоздаем, затягивание сборов очень плохо в данной ситуации».
Порицание как негативное подкрепление – плохо изменяет то поведение, которое оно призвано изменить, оно лишь учит ребенка избегать ситуаций, при которых он получает порицания. К примеру, ребенок усваивает не то, что нужно не прогуливать школу, а то, что факт прогула нужно тщательно скрывать от взрослых.
Общаться с ребенком надо как с равным, достойным уважения человеком, даже если он совершает проступок, требующий наказания. Ребенок имеет право на собственную точку зрения. Не следует в авторитарной форме высказывать мнения о друзьях, интересах, увлечениях ребенка. Общение с подростком, лучше строить в форме диалога. Требования к ребенку последовательны и постоянны, у родителей должна быть общая система требований, а не у каждого своя. Решать семейные разногласия ,не в присутствии ребенка. Дисциплина от проявления жестокости отличается тем, что наказание возникает строго за совершенный проступок, и в соответствии с его тяжестью, а не как спонтанная вспышка агрессии, возникающая в зависимости от настроения взрослого. И не стоит забывать, что жестокостью невозможно воспитать полноценную, здоровую личность. Порка — это первый вершок аршинной глубины насилия, в которую может окунуться в дальнейшем человек с израненным духовным миром. И нужно помнить, что формула здорового родительства выводиться из двух основных компонентов – из любви и строгости. И главная задача родителей состоит в том, чтобы добиться точного баланса между милосердием и справедливостью, нежностью и требовательностью, любовью и строгостью.
Педагог психолог отделения социальной диагностики и социально-правовой помощи ГБУСОН РО «СРЦ Неклиновского района» Татаркина А.В.