Ответственное родительство

Педагог-психолог отделения социальной диагностики и социально-правовой помощи Татаркина А.В.
SAMSUNG CAMERA PICTURES
график работы:понедельник-пятница с 8.00 до 16.00., перерыв с 12.00 до 12.48.
Психологические консультации, психодиагностика, тренинги, психокоррекция проводятся ежедневно.
SAMSUNG CAMERA PICTURES
«Искусство быть родителем»
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии-это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения.Как показывает практика, даже в благополучных семьях,где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания,запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания-это нарушение прав их детей, а так же причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры,в семьях,где ребенок становится обузой,не радостью жизни,значительно хуже.
Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением,здесь становятся нормой.Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании,если семья испытывает постоянные финансовые трудности.Многие дети-жертвы насилия-уходят из дома, совершают суицид,втягиваются в асоциальное поведение, начинают бродяжничать,употреблять алкоголь или наркотики.
Порка-это первый вершок аршинной глубины насилия. Именно из-за нее рождаются драки, а в конце концов -убийства, изнасилования,суицид,терроризм.Принятое дома поведение формирует маленького человека и подталкивает его в пользу насилия,когда он не знает, как еще поступить.
Давайте задумаемся, как мы воспитываем своих детей.что мы хотим получить в процессе воспитания:Искалеченную личность или сильного,самодостаточного,уверенного в себе человека?
Формулу здорового родительства можно вывести из двух основных компонентов:любви и строгости,которые приводят в действие целую систему поощрений и пересечений.Любое сосредоточение на любви в ущерб строгости и справедливости порождает неуважение к авторитету родителей. И, наоборот, авторитария,подавляющая атмосферу в доме глубоко обижает ребенка, который думает,что его не любят и даже ненавидят.Итак, главная задача родителей-добиться точного баланса между милосердием и справедливостью,между нежностью и требовательностью,между любовью и строгостью.Искренне любите своих детей.Помните ,что «лаской всегда добьешься больше,чем грубой силой»
Трудный ребенок.
Enfant terrible, или трудный ребенок – это не диагноз и вовсе не проблема, скорее, это показатель того, что ваше чадо – личность с характером, который уже дает о себе знать. Ведь детские протесты и сопротивление есть проявления индивидуальных, ярких черт характера будущего взрослого. Со сложным человеком всегда труднее, но интереснее иметь дело. В любом случае, цель родителей в данном случае – не перевоспитывать чадо, а работать с ним, как с качественным, благородным, но не сразу поддающимся обработке, материалом. Научиться работать с «редкой» личностью – задача для родителей. Начать же следует с выработки терпения.
Быть терпеливыми родителями
Терпеть, в данном случае – не значит ждать, когда же трудный ребенок вырастет, переживет трудный возраст и станет, наконец, таким, каким вы хотите его видеть. Не нужно дожидаться того момента, который наступит со временем и освободит от трудностей. Хорошо, если вы, родители, как можно раньше поймете, что «трудный ребенок» требует больше сил и постоянного внимания. Вам предоставляется возможность наблюдать процесс взросления ребенка, формирование особенностей его личности. Самое большое богатство человека – его оригинальность, а, столкнувшись с «трудным» характером ребенка, у родителей есть гарантия того, что их малыш – особенный, ведь послушание и образцовое поведение –далеко не показатели успешной личности.
Выбрать модель поведения
В работе родителей с трудным чадом, как отмечают психологи, важно не становиться врагом ребенка, выполняя роль надзирателя. Однако, соглашаться со всем, что он делает, тоже нельзя. Родителям «трудного ребенка» нужно принимать малыша таким, какой он есть, но в то же время, их обязанность – предупредить его возможные ошибки, которые провоцирует трудный характер. Здесь важно соблюсти баланс и не причинить вред личности малыша ни чрезмерной его опекой, ни одержимостью сделать из него «человека». Склонность к отрицанию – один из главных признаков сложного детского характера. Бороться с привязанностью к негативной реакции нужно методами не ответного отрицания, но разумного сопротивления.
Очень важно для родителей с самого начала не стать «неприятелем» для ребенка, не вызвать у него желания вступит в конфликт с ними, ведь сложновоспитуемый ребенок и так находится в состоянии постоянной (внутренней или внешней) вражды с миром. Дело в том, что отрицание окружающего порядка становится реакцией ребенка на отрицание в его адрес. Такое мнение о мире, как правило, является следствием какого-то заблуждения маленького человека. Ему кажется, что мир не принимает его, например, из-за рыжего цвета волос или лопоухости. Мелочи ребенок может превратить в глобальные проблемы, постепенно его недовольство собой начинает расти. Агрессия, которую ребенок приписывает всему миру, вызывает в нем ответное желание проявлять агрессию собственную. Родители не должны становиться частью той силы, с которой трудный ребенок стремится бороться.
Быть друзьями для ребенка
Быть другом для своего ребенка, с одной стороны, очень естественная, но с другой – очень трудная вещь. Будет неверным фанатично защищать дитя от всего окружающего мира, хоть это и является родительским инстинктом и обязанностью. Лучше выполнять свои обязанности тактично и незаметно. Именно это и будет означать дружбу с ребенком – каким бы «трудным» они ни был.
Важно научиться сотрудничать с ребенком, и начинать это делать можно с момента его появления на свет. Безусловно, хорошие родители берегут свое чадо, обучают его, наставляют, готовят к самостоятельной взрослой жизни, помогая ему найти свое место в жизни. При этом важно и любить ребенка, и уважать его, и восхищаться им, и поддерживать во всем. Но не стоит забывать о возможности «подружиться» со своим чадом, общаясь на одном уровне.
Так, вместо того, чтобы назидательно воспитывать трудного ребенка, лучше сотрудничать с ним, договариваться, стать партнерами. Именно такой вдумчивый и тактичный подход подразумевает культурное, цивилизационное и духовное развитие. Так, например, если трудный ребенок замкнут, он не желает идти на контакт ни с кем, даже с родителями, можно попробовать выяснить, в чем его тайна – скорее всего, у такого маленького человека есть какая-то особенность, талант, необычная и конструктивная склонность.
Можно начать задавать ему вопросы, ненадолго поменявшись ролями. Пусть он объяснит вам что-то, а не наоборот. Можно просить его о помощи. Возможно, у него феноменальная память, и он станет отличным штурманом для родителя-автомобилиста, или он может в уме складывать и умножать многозначные цифры, что также удобно для деловых мамы и папы.
Хорошо начать интересоваться тем, что делает ребенок. Бывает, что детское увлечение, кажущееся ненужным, недостойным, или неправильным, оказывается интересным занятием, в котором ребенок достиг уже каких-то результатов. Изучите все мелочи вокруг него. Ребенок почувствует неподдельный интерес к себе и будет ощущать себя нужным. В конце концов, часто трудности в жизни возникают от творческой нереализованности или непризнанности человека. Помочь избежать этого могут именно родители.
Как вести себя с «трудным ребенком»
Чем стоит руководствоваться родителям, чей трудный ребенок не поддается так называемому «традиционному» воспитанию. Внимательное отношение к ребенку и желание понять его помогут в нелегком деле «выращивания» хорошего человека из трудного ребенка.
1. Не наказывайте ребенка за нестандартные поступки. Проанализируйте их попытайтесь выяснить, что им руководило. Возможно, в основе его действий лежит особая логика, которая не подразумевала нанесения прямого вреда ни себе, ни окружающим
2. Не делайте окончательных выводов и не наделяйте ребенка теми или иными признаками, закрепляя за ним статус «сложного». Тем более, в разговорах с ним, не вешайте на его такой «ярлык».
3. Не пользуйтесь приемами морализаторства и нотаций – дети не воспринимают их, намеренно сопротивляясь.
4. В любых ситуациях интересуйтесь мнением ребенка, отслеживайте его логику, ставьте себя на его место.
5. Не заставляйте ребенка уважать себя. Сделайте так, чтобы он доверял вам, и уважение появится само по себе.
6. Не потакайте капризам ребенка, не будьте ведомыми, лидируйте, предусматривая его возможные реакции, предсказывая и предупреждая поступки ребенка. Попробуйте удивлять его собственной оригинальностью, своим примером: расскажите о том, как вы себя вели в его возрасте.
Проявляйте волю – это главное в общении с маленьким, но очень волевым характером. Главное – понять, что «трудность» в данном случае – предвестник сложности, оригинальности и таланта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *