Порядок действий граждан в том числе несовершеннолетних в случае применения к ним насилия

Основные понятия и термины

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами ребенка.

Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

–                   информация от ребенка;

–                   информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

–                   информация от специалистов образовательных учреждений;

–                   информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

–                   результаты медицинского осмотра;

–                   дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Явные признаки насилия над детьми, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

–                   следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

–                   следы сексуального насилия;

–                   запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

–                   отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

–                   систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

Участники реализации Порядка

К субъектам, обеспечивающим выявление случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, относятся:

органы внутренних дел;

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы, осуществляющие управление в сфере образования;

государственные и муниципальные образовательные организации;

органы опеки и попечительства;

органы управления социальной защиты населения и подведомственные учреждения;

органы управления здравоохранением и подведомственные организации;

иные органы, организации и учреждения, участвующие в процессе выявления и (или) оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.

Необходимость координации действий участников реализации Порядка определяется при решении вопросов в отношении конкретного ребенка и его семьи, а также при решении вопросов улучшения качества помощи несовершеннолетним в целом.

Координация взаимодействия участников реализации Порядка по решению вопросов улучшения качества помощи несовершеннолетним осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах, городских округах Смоленской области (районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Смоленске).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Смоленской области, по координации деятельности органов и учреждений субъектов профилактики и заинтересованных ведомств.

Координирующая функция реализуется на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по инициативе участника реализации Порядка и (или) при установленной коллегиально необходимости. Постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав носят обязательный характер для участников реализации Порядка.

Участники реализации Порядка осуществляют меры по выявлению и работе со случаями жестокого обращения с несовершеннолетними в пределах своей компетенции, предусмотренные действующим законодательством.

Ответственность за своевременное предоставление сведений о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними детьми возлагается на руководителей органов или учреждений системы профилактики независимо от ведомственной принадлежности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *